readable

purely weaving

Embroidery Lace Ethnic

Weaving1

Radio Romania Cultural
x

Friday, January 6, 2012

Ткачество на бердо

Ткачество на бердо

В этой статье пока что не рассмотрены варианты бранной и закладной технике. Так как не владею ею сама. Если будут предложения по дополнению статьи этими пунктами, рассмотрю их в большим энтузиазмом!

1. Ареал распространения ткачества на бердо.

Самое раннее изображение бердо выявлено в манускрипте начала 14-го века. Оно так же использовалось в эпоху раннего средневековья в Скандинавии. Скандинавы вырезали их из кости и оленьего рога. В течение многих столетий французы и испанцы использовали гребни для создания бердечек.
Способ тканья на бердо был распространен по всему Псковскому округу, в Смоленщине, Могилевщине, на Севере у пермяков, в Сибири у остяков, известен во всей Средней и Северной Европе в средние века, а так же в Америке, куда, Как предполагают, он был завезен европейцами после завоевания Америки. Пермяками и остяками он, возможно, был заимствован у русских.

2. Необходимые инструменты и материалы.

Для того, чтобы ткать на бердо, вам необходимо прежде всего бердо. Оно представляет собой тонкую( 3-4 см) деревянную пластину размером в среднем около 13—14 см в высоту и 24—26 см в ширину, поделенную щелеобразными прорезями шириной 1.5 –2 мм на тростины. Посреди каждой их них имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.
Дополнительными инструментами для ткачества да бердышке являются челнок, ножницы, деревянный нож для подбивания уточной нити, пояс, к которому вы привяжете нити и соответственно нитки( начинающему лучше взять шерстяные нитки потолще).

3. Подготовка к работе.

Для изображения схемы рисунка используется чаще всего такой вариант:

xxxxxxxxxxxxxxxxx
xoooooooooooooox

В первой и второй строке мы видим в каждой второй клетке символ, обозначающий цвет нити. Первая строка обозначает нити, пропущенные через отверстия, вторая – через прорези.
Можно так же встретить и такое обозначение нитей( именно его я и буду в дальнейшем использовать):

.
.


Длина нитей рассчитывается по формуле:
Необходимая длина изделия+20%+60 см

(То есть, если мы хотим, чтобы тесьма была 1м, то необходимо взять 1м+20 см+60 см = 1 м 80 см нитей).
20% уйдет на сокращение длины нитей, следующих волнообразно за нитью утка.
60 см уйдет на узлы с обеих сторон и на свободу передвижения бердо.

Итак, отмеряем нужное количество и нужную длину нитей. Вставляем их в бердо. Считайте, что самая сложная часть работы позади:)
Делаем узел на дальнем от вас конце нитей и привязываем его, положим, к ручке двери. Проводим бердечком вперед-назад, чтобы устранить спутывание нитей. Делаем узел на другом конце нитей, равномерно их натягиваем и привязываем к поясу.
Если вы используете не все отверстия и прорези, вставлять нити начинайте с середины, расходясь в разные стороны.
Нить утка можно намотать на челнок или, за неимением его, смотать в узкий моточек.

Можно приступать к ткачеству.

4. Ткачество.

Шаг 1: оттягиваем бердо вниз. Вследствие этого возникает зев, так как нити из отверстий идут вниз, те же, что были в разрезах, остаются на месте. Пропускаем сквозь зев нить утка.

Шаг 2: Теперь оттягиваем бердо вверх и открываем новый зев. Подбиваем предыдущий ряд утка и пропускаем новую нить.

Теперь повторяйте шаг 1 и 2 попеременно, при этом не забывая подбивать.

За подбиванием лучше следить особо, чтобы не получить полосочек разной ширины и трапеций вместо прямоугольников.
При подтягивании уточной нити (после подбивания) учтите, что чем сильнее вы её поддернете, тем меньше её будет видно на тесьме.
Следует так же учесть, что чем ближе к вам находится бердо, тем шире тесьма, так как оно само раздвигает нити и никаким уже подбиванием и подтягиванием тесьму не сузить.
И главное! Натягивайте! Натягивайте нити так, как будто от этого зависит ваша жизнь:)))


Получившийся узор

5. Варианты узоров.

а) Региональные отличия в выборе цвета.
Красный цвет - яркий, с оранжевым оттенком, зеленый — тоже яркий, травянистого оттенка. Такое сочетание цветов в тканых поясах любили делать мастерицы узорного тканья в Рязанской области, в Мордовской АССР. На севере России были излюбленными другие сочетания, часто с преобладанием лиловых, коричневых, серебристо-серых цветов. Вот пример сочетания цветов и их чередования в узорных поясах Архангельской области:
темно-коричневых — 2 нити,
лиловых — 2 нити,
белых — 2 нити,
лиловых — 3 нити,
темно-коричневых — 1 нить,
белых — 1 нить,
темно-коричневых — 1 нить,
белых — 7 нитей.

Получившийся узор
Далее цвета нитей чередуются в обратном порядке (средние 7 нитей не повторяются). Для изготовления такого пояса нужно подготовить 31 нить, из них темно-коричневых — 8, лиловых—10, белых—13. Темно-коричневый можно заменить черным, лиловый должен быть с красным оттенком, не темным. Количество прорезей бердышка, занятых при тканье такого пояса, будет 15, свободные прорези располагаются симметрично по краям.
А вот пример сочетания цветов, которые любили использовать мастерицы Рязанской области, в Мордве:
красных — 3 нити, белых — 1 нить,
зеленых — 3 нити, черных — 1 нить,
красных — 3 нити, белых — 1 нить,
желтых — 3 нити, красных — 4 нити,
красных — 3 нити, белых — 1 нить,
черных — 1 нить, красных — 1 нить.

Получившийся узор
Далее чередование цветных нитей будет проходить в обратном порядке (средняя нитка не повторяется). Всего должно быть заготовлено 49 нитей, из них красных — 27, зеленых — 6, желтых — 6, черных — 4, белых — 6. Количество занятых в бердышке прорезей будет 25. Остальные 24 нити должны быть пробраны в промежутки между прорезями.
Красный цвет в данном случае лучше взять яркий, с оранжевым оттенком, зеленый — тоже яркий, травянистого оттенка.

б) Собственно варианты.
Варианты, подсмотренные на заграничных сайтах. Некоторые из них имеют аналоги, хранящиеся в Музее этнографии народов СССР (Санкт-Петербург).

Вариант 1.

хxxxxooxoxooxxxxx
xooooooxx

Вариант 2.

ooxxoo
ooxxoo

Вариант 3. Он же разновидность предыдущего.

хxxoooyyyoooxxx
хxxoooyyyoooxxx

Вариант 4.

oooхxxyyyxxxooo
хxxoooxxxoooxxx



Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Литература.

1. Народныя мастацкiя рамёствы Беларусi / Уклад. Я.М.Сахута. – 2-е выд. – Менск: Беларусь, 2001. – 168 с.: iл.
2. "Основы художественного ремесла" под ред Бородулина, Танкус. Практ. пособие для руководителей школьных кружков. М.: Просвещение, 1978.- страница 165-171
3. Лебедева. Рязанский этнографический вестник. 1997.
4. Археология России. Ремёсла. Ткачество и плетение.

No comments:

Post a Comment

Followers


書道