readable

purely weaving

Embroidery Lace Ethnic

Weaving1

Radio Romania Cultural
x

Wednesday, December 14, 2011

ткачество

ткачество


Народный мастер России Ирина Тиккуева (г. Олонец) рассказывает о карельском домашнем ткачестве

Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения.

В народной культуре оно сопоставлялось с актом сотворения мира, символизирующим жизненный путь, судьбу человека. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, который изготавливался хозяином, а заправлялся хозяйкой, и это своеобразное единение мужского и женского начал рождало их совместную жизненную дорогу. Ткачество не было промыслом, это отрасль домашнего хозяйства – изготавливали ткани для нужд семьи.

Работа по выработке полотна требовала большого труда и природной смекалки.

На «ставинах» под быстрое движение «нитяниц» и мелькание челнока, символизирующего плывущий по волнам жизни корабль, и стук тяжелых набилок, изгоняющих злых духов, появлялось полотно для одежды и прочих хозяйственных нужд: препоны для молотьбы зерна, парус на лодку, скатерти на стол – «престол Божий», ритуальные полотенца, рукотерки, постельное белье, настилальники, половички на пол и скамейки, одеяла…

Для одежды вырабатывали полотно разного качества, оно зависело от сорта нитей льна, конопли и шерсти. Для праздничных рубах и скатертей ткали «тонкóе» полотно, так называемое «лен пó льну». Для рабочих рубах, сарафанов и портов, балахонов и кафтанов готовили холст более грубый: «пачесное» или «изгребное» из нитей льна или конопли первого и второго очеса, оно могло быть однотонным или пестрядинным. В любой крестьянской семье бывшей Олонецкой губернии женщины придавали большое значение декоративному убранству избы, украшали дом обрядовыми полотенцами и яркими полосатыми половиками, которые на фоне простого необработанного дерева выглядели очень нарядно и броско, придавая избе неповторимо живописный вид. Повсеместно в любом крестьянском доме красный угол и зеркало были украшены ритуальными полотенцами. Русские Заонежья и Пудожья в качестве декоративного убранства избы использовали одеяла из тряпичных лент, иногда вплетая в основу ткани лоскутки разноцветных материалов, так называемые «рибуши» (старая, изношенная одежда), тогда как карелы и вепсы предпочитали ткать одеяла из шерстяных нитей.

Все многообразие тканей утилитарно-декоративного назначения было представлено разными техниками ткачества. В технике полотняного переплетения повсеместно ткали однотонное белое или серое полотно для рубах и полотенец; многоцветную «пестрядинную» полосатую и клетчатую ткань на юбки, сарафаны и другие виды одежды; ткали половики и одеяла.

Техника двухуточного браного ткачества использовалась мастерицами для украшения небольшой части изделия, чаще всего закрайков полотенец, подзоров, подолов рубах-станушек. Рисунок ткался почти всегда красным утком по белому или серовато-суровому фону при помощи специальных дощечек – бральниц. Проявляя свою творческую фантазию и художественный вкус, используя традиционные мотивы, мастерицы умело разрабатывали комбинацию, удлинение или укорочение различных фигур таким образом, что фон между ними играл такую же активную роль, как и сами узоры. Эти узоры были своеобразным кодированием жизни, в них была заложена народная мудрость: «Что задумаешь, то и сбудется!»

Узоры браного ткачества исключительно разнообразны. В одних – орнамент чисто геометрический: ромбы, полуромбы, сетка из ромбов в различных вариациях, восьмиконечные звезды и розетки. В других – сильно видоизмененные геометризированные фигуры людей, животных, птиц, дерева. Все они располагались строгими горизонтальными рядами, образуя трехчастную композицию: среднюю широкую полосу с обрамляющими ее двумя бордюрами. Браное ткачество широко бытовало у карел Сегозерья, Олонца и русских Поморья и Пудожья.

Еще одним видом узорного ткачества, распространенным и у вепсов, и у карел, и у русских Карелии быломногоремизное ткачество. На множестве «ремизок», «нитяниц» (от трех до восьми) ткачиха могла создавать удивительные по красоте ткани. Рассчитывать будущий узор приходилось на стадии заправки ткацкого стана, что требовало от мастерицы внимательности и сложных математических расчетов. В технике саржевого переплетения (от 3-х до 5-ти педалей) ткали полотно для верхней одежды – балахонов, портов, кофт. На большем количестве педалей ткали белый узорный скатертный холст с орнаментами в виде геометрических фигур. Переливчатая фактурная поверхность ткани (от блестяще-серебристой к матово-жемчужной) придает скатерти неповторимую изысканность и привлекательность.

Закладное ткачество средней части Карелии Сегозерья – одно из самых самобытных явлений не только в карельском, но и в северорусском ткацком производстве. Отличается этот вид ткачества тем, что сплошной фоновый уток здесь не прокладывается, все детали цветного узора и белого фона выполняются в закладе самостоятельной нитью. Узоры из ромбов, ступенчатых полос выполнялись в традиционном красно-белом цвете. Отличительной чертой является то, что по контуру рисунка получались небольшие вертикальные щели, отделяющие один цвет от другого. Закладной техникой карелки ткали полотенца и подолы рубах.

Ажурное ткачество – разновидность браного ткачества. Узор получается из мережек, которые перевиваются левой рукой – по две или более нитей и продеваются на дощечки-бральницы. Узор получается крупный, строго геометрический (ромбы, треугольники, косые кресты – по диагональным линиям, по клеткам, по горизонтальным линиям), скромный и изысканно красивый. Этот вид ткачества был не очень распространенным, бытовал у южных карел.

Выборное ткачество – также разновидность браного ткачества. Являясь продолжением браной каймы, узор делился уже на несколько участков, и в отдельности каждый узор выполнялся отдельной нитью в одну и другую стороны. Узор мог быть выполнен и на средней части полотна в виде ромбов, розеток. Этот вид ткачества встречался также редко и там, где было распространено браное ткачество.

No comments:

Post a Comment

Followers


書道